Название это происходит от названия пьесы, где каждый из голосов должен повторить мелодию, начатую первым голосом. И принцип нашей игры будет таким же, с той только разницей, что целой новой пьесы мы не напишем, а всего лишь постараемся потренировать свой слух и голос. В компании играющих всегда есть человек, про которого все знают, что именно он поет лучше и «чище» всех, как говорят музыканты. Если такового в вашем круге не найдется, то придется выбрать того, кому если и «наступил медведь на ухо», то только на одно и совсем чуть-чуть.
Игра, которую мы хотим предложить вашему вниманию сейчас, представляет собой продолжение предыдущей. Принцип ее такой же, как в знакомой вам с детства игре, когда один из ребят отворачивается от трех-четырех других, а они толкают его под локоть. Только здесь вместо толчка будет действовать звук. Для этого вам потребуются как минимум три-четыре одинаковые по тембру детские дудочки. Каждый из играющих на этих дудочках должен выбрать один из звуков, который можно извлечь определенной комбинацией нажатия пальцев (музыканты называют это аппликатурой).
Для участия в этой игре понадобится настоящий музыкальный инструмент. Конечно, лучше, если это настоящее фортепиано, но если его нет, подойдет любая детская игрушка с клавишами или детский ксилофон или металлофон. То есть игрокам нужен такой инструмент, на котором любой играющий смог бы воспроизвести простейший звук. Ведь на пианино для этого нужно всего лишь нажать на клавишу. А на ксилофоне – ударить палочкой по пластине
Один из вариантов ритмических игр – игра, подготавливающая детей к запоминанию простейших мелодий. Для нее тоже необходима некоторая подготовка. Нужно взять несколько (5—7) стаканов, желательно одинаковых и с не слишком толстыми стенками. Наполните их водой и ударом металлической палочки по стакану проверьте, какой звук они издают. Ударять старайтесь не слишком сильно, чтобы не разбить стаканы и не уронить, но в то же время так, чтобы звук был наиболее ясным. Каждый стакан должен «зазвучать» по-своему. Пусть это даже будет не слишком мелодично и стройно – главное, чтобы звуки четко различались на слух.
Найдите детскую дудочку, на которой можно было бы сыграть
два разных по высоте звука, один выше, другой ниже, то есть полностью повторить
песню кукушки в лесу: «Ку-ку». И пусть тот, кто будет изображать кукушку, не
самый музыкально и ритмически одаренный человек.
Ну что же, теперь давайте попробуем освоить ритмы Латинской
Америки. Всем нам хорошо знакомы такие слова, как самба, румба. В конце концов,
популярный танец макарена тоже основан на латиноамериканских ритмах. Услышав
их, мы сразу же представляем горячих латиноамериканцев в сомбреро, с гитарами и
с такими шуршащими шариками на ручках – они называются маракасы.
Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.