Следующая игра поможет ребенку избавиться от неприятных
эмоций и впечатлений. У нее также может быть несколько вариантов, в то время
как участников достаточно двоих.
Допустим, ребенок будет играть роль врача или учителя, в
зависимости от его возраста и впечатлений, ведь чем ярче у него впечатления от
представителя той или иной профессии, тем легче ему изображать этого человека.
Предположим, что он совсем недавно посетил врача; значит, лучше всего
остановиться на варианте: больной и врач.
Конечно, родитель должен играть роль пациента, который
пришел к врачу за помощью. Хорошо, если в хозяйстве найдется белый халат,
который наденет маленький «врач», так он сможет лучше почувствовать себя в этой
роли. Также понадобятся некоторые инструменты, присущие медику. Они могут быть
в виде детского набора аптечки, либо изготовлены из подручных материалов
самостоятельно.
Предоставьте ребенку просторный стол и кресло, так сказать –
своеобразный кабинет, где он будет принимать своих «пациентов». Обязательно
дайте малышу несколько листов бумаги и ручку, не помешает и большой журнал, в
который он будет записывать жалобы. Можно сделать для маленького «врача»
пачечку бланков рецептов, справок и других нужных бумаг, выделить несколько
пустых пузырьков и тюбиков из-под лекарств.
Сама же игра заключается в том, что ребенок берет на себя
роль врача, а родитель – пациента. Вы приходите к маленькому «врачу» и
жалуетесь ему на какое-то недомогание.
В течение всей игры взрослые должны терпеливо принимать
любое лечение, принимать все прописанные лекарства.
По такому же принципу может быть построена игра в учителя и
учеников. Ребенок – «учитель». В этой игре достаточно двоих участников, не
обязательно собирать целый отряд «школьников». Чтобы игра была интересной,
нужно помочь ребенку сделать ее более реалистичной, следовательно – более
поучительной. Сделайте один или несколько журналов, в которые «учитель» будет
заносить оценки своих «учеников». Можно выделить несколько небольших тетрадей
для них, то есть придать всему действию большее правдоподобие. Можно играть и
на улице, и в доме.
Игра хороша тем, что позволит ребенку выплеснуть негативные
эмоции, а также посмотреть на свою учебу глазами учителя.
Она развивает в детях дар убеждения, дипломатичность и
некоторые другие качества. Конечно, большим плюсом будет, если в этой игре вы
задействуете и других детей на роль учеников, тогда она принесет наибольший
результат и несомненное удовольствие. Но в случае, когда в этой игре достаточно
много участников, обязательно возникнут разногласия, поэтому каждый по очереди
должен стать на какое-то время «учителем», а все остальные «учениками».
Подобные игры проводятся и с детьми более старшего возраста.
Такое можно организовать прямо на настоящем уроке. Учитель предлагает кому-то
из учеников занять его место и продолжить урок. Во-первых, это поможет детям
расслабиться, во-вторых – изменить отношение к учителю. Если в школе такая игра
проводится регулярно, то, как правило, возможность стать учителем на один урок
предоставляется всем ученикам. Подобное действие дисциплинирует ребят,
воспитывает в них внимательность, чувство ответственности.
Если ребенок решил сыграть в учителя без других детей,
родители должны ему помочь и как-то подыграть, взяв на себя роль учеников или
коллег-учителей.
В этой игре важнее всего то, как ребенок будет вести себя в
роли учителя, каково его отношение к ученикам. Игра плюс ко всему даст взрослым
понять, как ребенок воспринимает школу, нравятся ли ему отношения в классе.
Словом, эта игра позволяет, не задавая вопросов, узнать очень многое о школьной
жизни ребенка.
Подобные игры могут варьироваться. А именно – вместо главных
персонажей – «врача» и «учителя» – могут быть представители других профессий,
но обязательно знакомые ребенку и интересные для подражания; к тому же, такие
профессии должны иметь партнерские отношения с представителями различных
социальных слоев. Игра может быть очень интересной, если ребенок выступает в
качестве продавца, а взрослые или другие дети – покупателей. Ее познавательный
элемент в том, что ребенок может создать настоящий небольшой магазин, торгующий
различными вещами, придумать и нарисовать деньги с определенным номиналом,
чтобы «покупателям» было чем расплачиваться за товар. Если ребенок будет
достаточно часто играть в такую игру, вы получаете шанс воспитать раскованного
человека, который с легкостью сможет в дальнейшем общаться с настоящими
продавцами.
Есть и другие варианты этой игры, например «парикмахер» и
его «клиент». На некоторое время ребенок может ощутить себя в роли парикмахера,
делающего стрижку по желанию «клиента». Для этой игры можно приобрести
специальный набор «Для юного парикмахера», который добавит азарта. Конечно,
необходимо предоставить ему и другой необходимый инвентарь, например полотенца,
шампунь, заколки и прочее. В игре лучше ограничиться сооружением причесок, не
стоит доверять ребенку какую бы то ни было стрижку. Если есть возможность
предоставить ребенку большинство необходимых материалов, игра пройдет для него
очень весело и познавательно.
Такие игры рассчитаны на партнерские отношения. Очень хорошо
развивают в детях коммуникабельность, дипломатичность, чувство сплоченности.
Позволяют посмотреть на мир несколько с другой стороны, увидеть все в новом
свете.
|